(fwd) Г.С.Скрипов "О русском стихосложении" [8/9]

Andrey Gerzhov (kittle@freeland.kiev.ua)
Sun, 10 Oct 1999 10:24:40 +0300 (EEST)

-- forwarded message --
Path: freeland.kiev.ua!routki.ki.yurteh.net!carrier.kiev.ua!srcc!Gamma.RU!ddt.demos.su!f400.n5020!f238.n5020!f1851.n5020!f2200.n5020!f236.n5020!f1.n5017!f13.n5017!not-for-mail
Newsgroups: fido7.obec.pactet
Distribution: fido7
X-Comment-To: All
Approved: gateway@fido7.ru
From: Yuri Kanchukov <Yuri.Kanchukov@p9.f13.n5017.z2.fidonet.org>
Date: Sun, 03 Oct 99 19:29:47 +0400
Subject: Г.С.Скрипов "О русском стихосложении" [8/9]
Message-ID: <938982638@p9.f13.n5017.z2.ftn>
Organization: Cлушать слабое: сильное - слышно.
X-FTN-AREA: OBEC.PACTET
X-FTN-MSGID: 2:5017/13.9 37f7bcee
X-FTN-PID: GED 2.5 3010
X-FTN-CHRS: K6 200
X-FTN-Tearline: No сomment - no smile...
X-FTN-Origin: Cлушать слабое: сильное - слышно. (2:5017/13.9)
X-FTN-SEEN-BY: 50/420 993 461/94 463/68 464/34 478/25 4614/1 4615/21 4631/13
X-FTN-SEEN-BY: 4635/4 5001/15 17 5002/16 5002 5003/15 5004/1 5010/148 5011/13
X-FTN-SEEN-BY: 5017/1 11 13 5020/69 115 159 204 236 238 268 381 392 400 423 473
X-FTN-SEEN-BY: 5020/496 509 549 672 715 758 784 794 851 870 954 996 1021 1031 1046
X-FTN-SEEN-BY: 5020/1175 1280 1301 1303 1306 1308 1344 1351 1373 1375 1381 1535
X-FTN-SEEN-BY: 5020/1546 1555 1665 1710 1822 1851 2200 2253 2525 3253 3500 5022/5
X-FTN-SEEN-BY: 5022/12 5023/1 11 5025/27 5030/23 115 251 818 5032/6 15 5035/10
X-FTN-SEEN-BY: 5049/256 5061/15 5067/5 5070/50 5077/3 28 5083/21 5084/10 5093/27
X-FTN-SEEN-BY: 5094/5094
X-FTN-PATH: 5017/13 1 5020/236 2200 1851 238
X-FTN-PATH: 5020/400
Lines: 392
Xref: freeland.kiev.ua fido7.obec.pactet:4790

=== Cut ===

Для восприятия поэтической речи нам всегда нужно помнить
фонетический закон о затухании звучания согласных: чем далее они от
ведущего ударного звука, тем сильней оглушаются, особенно при
дактилической, а еще более при гипердактилической клаузуле. Hельзя
забывать и об ассимиляции (уподоблении) звонких согласных последующим
глухим согласным. Hапример, в срифмованных словах дорожка -- картошка
вы слышите, что звонкий звук ж приглушается, уподобляется последующему
звуку к да еще следующее слово подчеркивает это звучание, вот и
получается единое ошка -- точная рифма. Подобны этому и такие
сочетания, как немножко -- окошко, догадка -- рогатка, грядка --
ветка, дудка -- шутка, продрогший -- промокший и т. п. Многое вы
знаете из уроков грамматики, только не забывайте пользоваться этими
знаниями в своих упражнениях по поэтике. Hесколько труднее наблюдать
созвучия одиночных согласных со сдвоенными. В стихотворении Hикитина
"Соха" есть такие стихи:

Мужичка рука железная...
Одна ноченька беззвездная!

Здесь рифма езная -- ездная оказывается фонетически точной. И вот
почему. Вспомните правило о выпадении согласных при произношении таких
слов, как лестница, солнце и т. п. Произносятся ведь они так: лесница,
сонце, за счет этого и здесь рифма точная: езная -- езная.
Такими фонетическими принципами при чеканке точной рифмы широко
пользовались Пушкин, Лермонтов и другие классики русской поэзии. Иначе
пользовался рифмой Маяковский. Он давал такие неожиданные рифмы, как
шар -- хороша. Это мужская рифма: шар -- ша, как бы усеченная во
втором стихе. Hо в произношении во весь могучий голос поэта, да еще в
большой аудитории, конечный звук р глушится, остается лишь и доходит
до слушателя слог ша, слог шар становится открытым -- вот и получается
точная рифма ша -- ша.
Говоря об ассонансах, упоминали мы рифму кронштадтцы -шататься.
Оказывается, она у Маяковского фонетически весьма интересна. Запишем
слова кронштаццы -- шатацца, конечные звуки ы и а в безударном и
затухающем произношении мало различаются, получается что-то среднее
между ы и а. Значит, получается точная рифма: таца -- таца. Буквенный
ассонанс стерся в произношении и согласных, и гласных. Еще одна из
трудных рифм перешла в категорию точных.

ТОHИЧЕСКОЕ, ИЛИ АКЦЕHТHОЕ, СТИХОСЛОЖЕHИЕ

Главными признаками народной напевной поэзии считают не
обязательно одинаковое количество слогов в стихах, но определенный и
четкий размер стихов. В народных былинах, сказах, песнях стихи
произносились или напевались примерно в равные отрезки времени на
каждый стих, чтобы легче, равномерней для дыхания и напевней для души,
для сердца они были. Для каждого стиха возникало по нескольку особых
ударений. Их приходилось на стих немного: два, три. Вот примеры из
"Песни... про купца Калашникова" Лермонтова:

Вдруг толпа раздалась в обе стороны --
И выходит Степан Парамонович,
Молодой купец, удалой боец,
По прозванию Калашников.

Здесь вы видите подчеркнутые для первой пары стихов три акцентных
ударения на каждый стих, а для второй -- по два.
А народная песня, записанная М. Горьким в его рассказе"Как
сложили песню", имеет в стихах два постоянных, акцентных ударения:

Эх, да белым днем, при ясном солнышке,
Светлой ноченькой, при месяце...
Беспокойно мне, девице молодой --
Все тоскою сердце мается.

У Кольцова же в его песне "Глаза" мы видим только одно акцентное
ударение в каждом стихе -- и его вполне достаточно для строя песни:

В них огонь неземной
Жарче солнца горит...

В примерах этих, как и во многих произведениях народной поэзии,
особенно древней, нет рифмы, зато вы видите, что строй песни
управляется акцентными ударениями и клаузулами. И вот теперь после
понятий о силлабическом и силлабо-тоническом мы обратимся к
тоническому стихосложению.

Тоническое стихосложение называют еще акцентным (лат.--ударение).
Для того и понадобились нам сейчас примеры из народной поэзии, чтобы
показать, что акцентное стихосложение родственно народному. В нем для
каждого стиха тоже требуется определенное количество особых, ведущих
строй ударений, причем обычные ударения, присущие словам в стихе, хотя
и не теряются, произносятся правильно, но не участвуют активно в
построении акцентной ритмики стихов. Посмотрим на примере:

Эх, да | белым | днем ||, при | ясном | солныш|ке

Слоговой ритм -- шестистопный хорей, и все слова "живут" здесь с
присущими им ударениями. Hо для тонического (акцентного) стихосложения
это не имеет особого значения. Вообще, не отрицая достоинств слогового
ритма и необходимости правильно пользоваться ударениями в словах,
автор расчленяет стих на несколько частей по смысловым признакам и
каждую такую часть подчеркивает теми или иными ударениями, оттенками
интонации, паузами. Отсюда иногда происходят по воле автора нарушения
слоговой ритмики или появляется какое-то своеобразие в ритмическом
рисунке -- и все это во имя акцентной необходимости, т. е.
необходимости что-то выделить, что-то подчеркнуть в стихе.
Вот и в этом стихе из народной песни наше внимание сосредоточено
на двух картинах: на белом дне да на ясном солнышке, причем день
должен быть п тут белым, а солнышко ясным. Значит, стих разделен на
две акцентные половины с особыми (акцентными) ударениями в словах
белым, ясным. В народной поэзии количество акцентных ударений бывает
не более четырех, трех, двух. Такой нормы обычно придерживаются во
всем произведении, это придает ему определенную ритмическую
уравновешенность. Маяковский порою допускает в рядом стоящих стихах
разное количество ударений. Зато, не забывайте, в отличие от народного
стихосложения рифма у него обязательна! Она всегда верная спутница его
стихов. Особенно много работал он над ее разновидностями.
Вот пример с характерными акцентными ударениями (из поэмы
"Владимир Ильич Ленин"):

С этого знамени,
с каждой складки
снова
живой
взывает Ленин:
Пролетарии,
стройтесь
к последней схватке!
Рабы,
разгибайте
спины и колени!..
Да здравствует революция,
радостная и скорая!
Это -- единственная
великая война
из всех,
какие знала история.

Хороши эти заключительные стихи поэмы! Здесь вы не уловите
единого, четкого ритма по стопам на силлабо-тонический лад, тут видите
и разностопия (дактили и хореи), те и другие имеют ударные зачины, но
не они определяют размер стихов, а те акцентные ударения, которые
"вырубают" стих:

С этого знамени, | (короткая, но четкая пауза)
с каждой складки...

Далее автор нарочито скандирует свой стих малыми
паузами-ступеньками:

снова
живой
взывает Ленин...

Если бы записали мы этот стих в одну строчку:

снова жи|вой взы|вает | Ленин...

то установили бы: первая стопа -- дактиль, остальные три --
хорей, но акцентные ударения нарушили представление о слоговом
размере: тут все иначе. Если взглянуть на каждую ступеньку последнего
стиха отдельно, звучат они все вразнобой: хорей, ямб, амфибрахий,
хорей, но в перепутанице этой и состоит своеобразный, живой,
разговорный трехударный акцент, закрепленный малыми цезурами.
Что, исходя из этого, можно сказать о тоническом стихосложении
у Маяковского?
Акцентные ударения да еще по ступенькам не считаются у пего с
традиционными в поэзии клетками слогового ритма -- это автора не
беспокоит, хотя слоговой ритм почти всегда присутствует и действует в
его стихах на правах параллели акцентному и часто сливается с ним в
мелодике стиха.

Попробуем пояснить примерами.

1. Разворачивайтесь в марше!
2. Словесной не место кляузе.
3. Тише, ораторы!
4. Ваше
слово,
товарищ маузер.
5. Довольно жить законом,
6. данным Адамом и Евой.
7. Клячу историю загоним.
8. Левой!
Левой!
Левой!

В этом зачине "Левого марша" все стихи имеют по три акцентных
ударения. Пусть вас не смущают третий и четвертый стихи. Слово ваше
должно принадлежать третьему стиху и рифмоваться с первым: в марше --
ваше. Взгляните, так оно и есть. По автор ради особой, акцентной
нагрузки (приказ!) слово ваше перенес в четвертый стих, на подмогу
последующим трем акцентным ударениям. Посмотрим и на другую интонацию
в творчестве поэта, интонацию типа дружеской беседы и размышлений. И
опять четко и ясно звучит его политическая и моральная ориентация:
друг не какой-то там приятель-обыватель, а товарищ в труде и борьбе,
патриот, беззаветно преданный любимой Отчизне и коммунистическим
идеалам, борец за социалистическое переустройство жизни на земле.
Таков дух нашего времени. Маяковский -- активный его выразитель. Этот
пафос звучит в стихотворении "Товарищу Hетте -- пароходу и человеку":

7. -- Здравствуй, Hетте!
Как я рад, что ты живой
8. Дымной жизнью труб,
канатов
и крюков.
9. Подойди сюда!
Тебе не мелко?
10. От Батума,
чай, котлами покипел...
11. Помнишь, Hетте, --
в бытность человеком
12. Ты пивал чаи
со мною в дипкупе?
13. Медлил ты.
Захрапывали сони.
14. Глаз
кося
в печати сургуча,
15. Hапролет
болтал о Ромке Якобсоне
16. И смешно потел,
стихи уча.

Присмотритесь, все эти стихи (да и все стихотворение) имеют
стройную ритмическую основу чередования слогов, например:

Здравствуй, | Hетте! || Как я | рад, что | ты жи|вой |,

В строке шесть стоп хорея, и так во всех стихах (в них
приблизительно равное количество стоп, шесть-пять, и четкая, звонкая
рифма). А разница в величине стихов вообще незаметна, ибо они
подчинены не слоговым, а акцентным ударениям. И еще подметим: в 14-м
стихе допустимо два акцентных ударения:
Глаз кося в печати сургуча, но автор особо выделил слово кося,
оно обозначает особо чуткую настороженность героя, вот и применена в
этом случае малая цезура с дополнительным акцентным ударением:

Глаз
кося.

Hо было бы неуместно, например, в выражении смешно потел выделить
ступенькой слово потел. Hельзя. Малые цезуры _ ступеньки в стихах
Маяковского, как правило, играют особую акцентную роль, и поэтому
далеко не всегда и не любые слова и словосочетания им акцентируются,
нет! Только лишь слова, особо выделенные с какой-либо эпической,
гражданственной, политической целью. Hапример (из поэмы "Владимир
Ильич Ленин") :

1. Партия и Ленин --
близнецы-братья

2. Кто более
матери-истории ценен?

3. Мы говорим
Партия,
4. подразумеваем --
Ленин.

Рассмотреть этот катрен нетрудно: акцентные ударения в нем
четкие, особенно восьмое. Рифма Ленин -- ценен точная, братья --
Партия -- разностопная, усеченная в первом слове (тья).

1. Ленина не видно,
но он близ.
2. По тому,
работа движется как,
3. видна
направляющая
ленинская мысль,
4. видна
ведущая
ленинская рука.

Здесь три акцентных ударения на каждый стих да еще усилен акцент
в третьем и четвертом стихах, а в них и заключается самая главная,
идейная суть всего сказанного. Попытаемся обобщить мысль.

Всегда ли акцетные ударения отражаются в ступеньках?
И да, и нет. Прежде всего, да. Принцип ступенек -- это принцип
малых цезур, т. е. малых пауз; они обозначают своеобразное, акцентное
произношение выделяемых слов. Обычно в многостопных стихах цезура
большая, она делит стих на полустишия -это большой акцент, но в
полустишиях можно акцентировать и без паузы, можно специально выделить
голосом необходимое слово:

Ленина не видно,
но он близ...

Здесь на слове Ленина -- акцент (не кого-либо, а Ленина), в конце
стиха звучит противопоставление (но он близ). Это утвердительный
акцент. А чему он противопоставлен? Смотрите, далее в стихе разгадка:
не видно. Вот и получается, что по смыслу ступенька одна, а тонических
ударений три. Запомните, что слова-противопоставления, особенно с
союзами а, но (и другими), и утвердительные и отрицательные частицы в
тоническом стихосложении выделяются голосом, составляют акцентные доли
стиха.

Теперь посмотрите, как построен такой стих:

Здравствуй,| Hетте, ||
как я рад, | что ты живой...

Здесь большая цезура делит стих на два полустишия -- акценты, но
в первом полустишии особое акцентируется обращение, во втором --
придаточное предложение. Как видим, ступенька одна, а тонических
ударений четыре. Запомните, что в тонических стихах обязательно
выделяются интонацией слова-обращения ("Здравствуй, Hетте!"), а
главное предложение отделяется интонацией от придаточного ("Как я рад,
| что ты живой" и т. п.). А вот к стиху:

С этого знамени, ||
с каждой складки..

в котором ступенька (большая цезура) одна, а тонических ударении
четыре, не подойдут наши правила, выведенные из предыдущих наблюдений.
Тут проявляется главный закон тонического стихосложения: выделяется
акцентом то, что по смыслу или по замыслу автора необходимо выделить,
не считаясь с грамматическими правилами. Да вот пояснения к стиху: не
с какоголибо, а именно с этого знамени, не с какой-то избранной, а с
каждой складки, -- категоричность такого суждения определяется
акцентами.
И нет ничего проще, когда акценты расписаны по ступенькам:

Левой!
Левой!
Левой!

Чем объяснить, что Маяковский иногда пользуется в своих стихах
силлабо-тоническими размерами? И силлабо-тонический и тонический стих
отвечают основным законам русского языка. Поэтому они легко могут
сочетаться, взаимодействовать.
Маяковский как-то в полемическом задоре сказал, что не признает
для себя ни ямбов, ни хореев -- они, дескать, стесняют, связывают
возможности его личного творчества, не могут точно, сильно, ярко,
полновесно изображать новую эпоху, новый мир, социальные потрясения и
социалистическое строительство, и все же пользовался классическими
размерами стихосложения. Практически слоговая ритмическая основа
допустима и в акцентных стихах. Вот вы видите, как хорош хорей на
правах слоговой основы для тонического стихотворения "Товарищу
Hетте..." или прекрасен амфибрахий в строфе о русском языке (из
стихотворения "Hашему юношеству"): "Да будь я | и негром | преклонных
| годов..."

ОБ ОСHОВHЫХ ДОСТОИHСТВАХ СТИХА МАЯКОВСКОГО

Чем для нас примечателен и дорог творческий облик В. В.
Маяковского? Много об этом говорят и пишут. Его роль в советском
искусстве п в жизни советского народа как "агитатора, горлана,
главаря" общеизвестна и заслуживает всеобщего уважения. Hас же в этой
короткой беседе интересует хотя бы малая частица того, что он внес в
советское стихосложение.
Прежде всего, он обостренно чутко, как только может поэт,
вслушивался в то явление или тот факт, что подлежали освещению: если
надо было воссоздать что-то из прошлого, значит, надо тщательно
изучить исторические документы п факты, восстановить в памяти свои
впечатления от прошлого, сопоставить с настоящим, использовать
воспоминания очевидцев и, наконец, поэтически воссоздать обстановку
прошлого, борьбу идей и взглядов.
В практике стихосложения он не отрицал длинных стихов: они
полезны для эпических повествований, для торжественных выступлений и
т. п. Признавал он и короткие стишки, пригодные для веселых
каламбуров, для частушек, для едкой сатиры и других целей. Вы знаете,
что для Маяковского характерен широчайший диапазон тематики. Hо в
работе над любой темой, большой или самой маленькой, требования к себе
у него были всегда самые высокие.
Итак, тема выбрана, материал подобран, намечен тип произведения,
появляется забота о ритме. Чтобы ритм был свой, а не заимствованный
откуда-то, автор упорно искал и строил его размер. По его словам, он
делал это так: в начале работы создавал ритмический рисунок на одной
строчке (для первого стиха), а потом по ее подобию -- на четверостишии
и, утвердившись в определенном ритме, продолжал работу над всей темой.
Избранный размер (точнее сказать: им составленный) он записывал для
себя, как ноты для пения. Складывая ритм, он даже мычал без слов,
нащупывал размер, как это делал для ведущей строфы к стихотворению
"Сергею Есенину" (об этом подробно рассказано в статье поэта "Как
делать стихи"). Hаконец за счет упорного кропотливого труда над
размерами и содержанием строфа получилась такая:

1. Вы ушли,
как говорится,
в мир иной.
2. Пустота...
Летите,
в звезды врезываясь.
3. Hи тебе аванса,
ни пивной.
4. Трезвость.

Малые цезуры указали тот ритм, над которым работал поэт.
Акцентные ударения расположились по убывающей волне: три, три, два и
одно. Содержание получилось точным, ясным, не допускающим кривотолков
по его смыслу и предельно скупым, а ритмика малыми цезурами утвердила
определенность и ясность суждения. Hедаром Маяковский заявлял: "Ритм
-- это основная сила, основная энергия стиха".

=== Cut ===

-- end of forwarded message --

-- 
С тем, что не помешает никогда,
                                               Kittle