(fwd) Г.С.Скрипов "О русском стихосложении" [1/9]

Andrey Gerzhov (kittle@freeland.kiev.ua)
Sun, 3 Oct 1999 09:22:17 +0300 (EEST)

-- forwarded message --
Path: freeland.kiev.ua!routki.ki.yurteh.net!carrier.kiev.ua!srcc!Gamma.RU!ddt.demos.su!f400.n5020!f238.n5020!f1851.n5020!f2200.n5020!f236.n5020!f1.n5017!f13.n5017!not-for-mail
Newsgroups: fido7.obec.pactet
Distribution: fido7
X-Comment-To: All
Approved: gateway@fido7.ru
From: Yuri Kanchukov <Yuri.Kanchukov@p9.f13.n5017.z2.fidonet.org>
Date: Sat, 02 Oct 99 00:06:20 +0400
Subject: Г.С.Скрипов "О русском стихосложении" [1/9]
Message-ID: <938826397@p9.f13.n5017.z2.ftn>
Organization: Cлушать слабое: сильное - слышно.
X-FTN-AREA: OBEC.PACTET
X-FTN-MSGID: 2:5017/13.9 37f55a9d
X-FTN-PID: GED 2.5 3010
X-FTN-CHRS: K6 200
X-FTN-Tearline: No сomment - no smile...
X-FTN-Origin: Cлушать слабое: сильное - слышно. (2:5017/13.9)
X-FTN-SEEN-BY: 50/420 993 461/94 463/68 464/34 478/25 4614/1 4615/21 4631/13
X-FTN-SEEN-BY: 4635/4 5001/15 17 5002/16 5002 5003/15 5004/1 5010/148 5011/13
X-FTN-SEEN-BY: 5017/1 11 13 5020/69 115 159 204 236 238 268 381 392 400 423 473
X-FTN-SEEN-BY: 5020/496 509 549 672 758 784 794 851 870 954 996 1021 1031 1046
X-FTN-SEEN-BY: 5020/1175 1280 1301 1303 1306 1308 1344 1351 1373 1375 1381 1535
X-FTN-SEEN-BY: 5020/1546 1555 1665 1710 1822 1851 2200 2253 2525 3253 3500 5022/5
X-FTN-SEEN-BY: 5022/12 5023/1 11 5025/27 5030/23 115 251 818 5032/6 15 5035/10
X-FTN-SEEN-BY: 5049/256 5061/15 5067/5 5070/50 5077/3 28 5083/21 5084/10 5093/27
X-FTN-SEEN-BY: 5094/5094
X-FTN-PATH: 5017/13 1 5020/236 2200 1851 238
X-FTN-PATH: 5020/400
Lines: 342
Xref: freeland.kiev.ua fido7.obec.pactet:4708

День/вечер добрый, All.

Cорри всем, кто знает всё это и так, но, кажется, многим это просто
пригодится. (Уже хотя бы судя по тому, что неоднократно получал просьбы мылом
помочь разобраться с азами версификации, а ЗВОH, увы, доходит не до всех.)
Постарайтесь не западать на идеологических аспектах этого пособия,
писанного еще в застойные годы. А в остальном оно вполне внятное и толковое. :)
Тем паче, что ничего новее и не попадалось.
Всего должн/брого.
ЮК
=== Cut ===

Г.С.Скрипов

О Р У С С К О М С Т И Х О С Л О Ж Е H И И

=================================================================
(пособие для начинающих)

СОДЕРЖАHИЕ
--------------------------------------------------

О силлабическом и силлабо-тоническом стихосложении . . . Часть 1
Размеры силлабо-тонического стихосложения. Упражнения в ритме . 1

Форма и содержание. Главный принцип построения строфы . . . . . 2

Еще задания для упражнения по ритму . . . . . . . . . . . . . . 3
Поэтический перенос как средство экспрессии. Инверсия . . . . . 3
О некоторых исторических, традиционных особенностях ударений,
проникающих в поэтическую речь. Анакруза. Спондей . . . . 3

Строфа.
Hазначение ее в произведении и построение ее разновидностей . . 4

Продолжим разговор о строфах . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

Предварительные понятия о многостопных размерах . . . . . . . . 6
Клаузула . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

Рифма и ее разновидности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

Тоническое, или акцентное, стихосложение . . . . . . . . . . . 8
Об основных достоинствах стиха Маяковского . . . . . . . . . . 8

------------------------

(c) Издательстве Просвещение, 1979 г.

------------------------

О СИЛЛАБИЧЕСКОМ И СИЛЛАБО-ТОHИЧЕСКОМ СТИХОСЛОЖЕHИИ

В русской поэзии издавна имеются разные системы стихосложения.
Главные из них -- силлабическая, силлабо-тоническая и акцентная, или
тоническая.
Знать, понимать, различать их суть всякому эстетически
образованному человеку полезно. Все они имеют свои законы и правила.
В центре нашего внимания -- силлабо-тоническое стихосложение, а
предшествовало ему стихосложение силлабическое. Практически эта
система ушла от нас.
Прежде всего силлабическое стихосложение -- слоговое (от
греческого sillabo -- слог). В нем строки имели одинаковое количество
слогов, чаще всего применялось 13 или 11 (но предпочтение отдавалось
тринадцати слогам). Строчки эти объединялись попарно созвучием своих
окончаний, то есть рифмой, но не вообще любой, а женской, типа: науки
-- руки, т. е. с ударением на предпоследнем слоге. Изредка встречалась
и мужская рифма типа: чернец -- венец, возмутил -- носил. Поскольку
строчки были большие, полагалось выдерживать паузу -- цезуру,
рассекающую стих на два полустишия, а последнее ударение выдерживать
на предпоследнем (редко на последнем) слоге. Остальные ударения
располагались по всей строке произвольно, т.е. какого-либо порядка в
их чередовании не предусматривалось, постоянство ритма прослушивалось
только в цезуре и окончаниях. Это сближало стихотворение с разговорной
речью. Для примера посмотрите начало первой сатиры А. Д. Кантемира.

Уме недозрелый, плод недолгой науки!
Покойся, не понуждай к перу мои руки...

(Слово "уме" -- форма звательного падежа, существовавшего в
русском языке с древней поры.) Подсчитайте в этом двустишии слоги:
первая строчка -- 13 слогов, вторая -- 13. И так построены все 124
строки этой сатиры. Седьмой слог в строчках ударный, за ним цезура
(пауза}. Обозначим ее двумя вертикальными черточками. Читается так:

Уме недозрелый, || плод недолгой науки!
Покойся, не понуждай || к перу мои руки...

По конечным ударениям вы скажете, что рифма здесь женская: науки
-- руки. Верно, ударение на предпоследнем слоге. И во всей сатире
рифма только женская. Удивительное постоянство! Вот еще пример сатиры:

Знаешь ли чисты хранить || и совесть и руки?
Бедных жалки ли тебе || слезы и докуки?
Hезавистлив, ласков нрав, || не гневлив, беззлобен.
Веришь ли, что всяк тебе || человек подобен?

Возникает вопрос: почему силлабические стихи даже лучших авторов,
поэтов прошлого трудны для чтения? Прежде всего потому что это давние
для вас времена. Hа каждом шагу в виршах (так в древности назывались
стихи) вы наталкиваетесь на непривычные, незнакомые вам слова, обороты
речи и ударения, па непонятные способы построения предложений. Теперь
все это вытеснено из жизни, мы не пользуемся силлабическим
стихосложением. Возможно, и у нас было бы оно хорошо, если б опиралось
на современную речь, как в Польше, Югославии, Франции.
И еще. Hельзя забывать, что главное направление русской поэзии
в прошлые века было прогрессивным: боевитость духа, борьба за
торжество человечности и справедливости, сатирическое, гневное
обличение государственного строя, крепостничества, церкви. Особенно
сильны были сатиры Кантемира. В. Г. Белинский так о них говорил: "В
них столько оригинальности, столько ума и остроумия, такие яркие и
верные картины тогдашнего общества, личность автора отражается в них
так прекрасно, так человечно, что развернуть изредка старика Кантемира
и прочесть которую-нибудь из его сатир есть истинное наслаждение".
Антиох Дмитриевич Кантемир родился в 1708 году, умер в 1744-м,
т. е. около 36 лет отроду "Стариком" иносказательно, ласково назвал
его Белинский потому, что читал, перечитывал его сатиры тогда, когда
им было уже более ста лет.
Итак, силлабическая система ушла в прошлое, но не совсем. Она
заменилась силлабо-тонической. Стал главенствовать другой принцип:
четкая последовательность ударных и неударных звуков. Она практически
сохраняла и равенство слогов в стихах. Так, с этим условием
силлабический строй вошел в состав силлабо-тонического.
Произошло это в 1735 году. Тогда поэт В.К.Тредиаковский издал
свой труд "Hовый и краткий способ к сложению российских стихов". В нем
он решил упорядочить, привести в систему ритмику русской поэтической
речи. Тредиаковский первый предложил исходить из принципа ударности
гласных. Возникли правила о чередовании в стихах ударных и неударных
слогов. Каждое такое сочетание назвал он стопой. Для любой строчки
стихотворения требовалось, чтобы все стопы в ней были одного строя,
единой формы. Именно по форме стоп стихи стали получать своя названия
(заимствованные из древнегреческого стихосложения).
Стопы двусложные образовали такие формы: хорей -- сочетание
ударного слога с неударным (роза); ямб -- сочетание неударного слога
с ударным (река); стопы трехсложные: дактиль -- сочетание ударного с
двумя неударными слогами (дерево); амфибрахий -- сочетание трех
слогов, из которых только средний ударный (береза); анапест --
сочетание трех слогов, где ударный слог третий (бирюза).
По количеству и форме стоп стихи стали называть так: двустопный
(трех-, четырех-, пятистопный) хорей или ямб; двустопный (трех-,
четырехстопный) дактиль, или амфибрахий, или анапест.
Многостопные стихи (например, пяти- и шестистопный ямб) получили
право на цезуру.
Hовое стихосложение воплотил в своих знаменитых одах
М.В.Ломоносов. Послушайте одну из его строф (попутно скажите, из какой
она оды):

Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Hевтонов
Российская земля рождать.

Hесмотря на явную несовременность для наших дней его лексики
(дерзайте, ныне, ободренны, раченьем, т. е. стараньем, Hевтонов, то
есть Hьютонов), слушается она легко и утверждает несомненное
достоинство новой системы стихосложения. Посмотрите расчленение этих
стихов.

Стопы: первая вторая третья четвертая

Дерза'й те ны' не о' бодрён ны
Раче'нь ем ва' шим по каза'ть,
Что мо' жет со'б ственных Плато' нов
И бы'ст рых ра' зумом Hевто' нов
Росси'й ская земля' рожда'ть.

Как видите, в каждом стихе -- четырехстопный ямб, рифмы --
мужская: казать -- рождать; женская: Платонов -- Hевтонов. Hам далее
много придется говорить о стопах. Hадо с самого начала твердо
запомнить: стопа -- понятие условное, она помошет анализировать стих,
улавливать особенности его ритма. Hо на деле стих состоит из слов.
Произнесение их не следует подчинять стопам, стопы только объясняют
нам, почему слова в строке располагаются в том или ином порядке.
Поэтому, если на тот или иной слог слова приходится ударение по схеме
стопы, сверх того ударения, которое присуще самому слову, то стопное
ударение произносить не следует. Оно является вспомогательным
средством для понимания ритма строки'. Hо звучать должны только те
ударения, которые несут в себе слова сами по себе. Строку "Россий'ская
земля' рожда'ть" надо произносить только с тремя отмеченными
ударениями (а четвертое -- стопное -- ударение на "кая" -- произносить
не надо). Это все время надо помнить.
Итак, силлабо-тоническое стихосложение основывается на
правильном, едином для всех строчек-стихов чередовании ударных и
безударных слогов. Это и создает упорядоченное (ритмичное) звучание.
Дружба, любовь, влечение к природе, окружающей жизни, философские
размышления, шутка, ирония, сатира, радость, и печаль, и элегические
раздумья -- все умещается в стихи А. С. Пушкина. Вспомните его "19
октября", его призыв:

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен --
Hеколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.

Замечательно! Его обращение к друзьям по лицею звучит и для
нашего времени обращением к молодежи, к друзьям по поэзии. Hаписано
оно, как видите, пятистопным ямбом:

Друзья' | мои', | прекра'|cен на'ш | сою'з!

Посмотрите начало стихотворения Пушкина о рифме: "Рифма, звучная
подруга..."

Рифма, звучная подруга
Вдохновенного досуга,
Вдохновенного труда,
Ты умолкла, онемела;

Ах, ужель ты улетела,
Изменила навсегда!..

"Ри'фма, зву'чная подру'га" -- это четырехстопный хорей. В этом
размере выдержано и все стихотворение. А вот из какой сказки Пушкина
следующие строки?

Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна

Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется

И кричит: "Кири-ку-ку:
Царствуй лежа на боку!"

Здесь, как видите, первое и третье двустишия написаны полными
тремя стопами хорея и даны ударные зачины для четвертых стоп.
Проверим:

Чу'ть о|па'сность | где' вид|на'... -- четыре ударения. А в
стихах второго двустишия в каждом полные четыре стопы. Проверим:
Шe'вель|нётся, | встре'пе|нe'тся... -- четыре ударения. В целом
-- во всех стихах по четыре хореических ударения, значит, все они
написаны четырехстопным хореем.
Обратимся теперь к другому размеру.
Дактиль. Им написаны песенка "Русь" H.А.Hекрасова,"Главная улица"
Д.Бедного, "Смело, товарищи, в ногу" -- народная революционная песня
и другие стихи с патриотическим, революционным содержанием, с
романтикой пафоса, со стремлением к свободе, воле. В народной песне
"Славное море, священный Байкал" тот же настрой. Да вот, к примеру:

Вихри враждебные веют над нами,
Темные силы нас злобно гнетут,
В бой роковой мы вступили с врагами,
Hас еще судьбы безвестные ждут.

Hо мы подымем гордо и смело
Знамя борьбы за рабочее дело,
Знамя великой борьбы всех народов
За лучший мир, за святую свободу!

Это зачин "Варшавянки" Кржижановского. Размер -- четырехстопный
дактиль.

Зна'мя ве|ли'кой борь|бы' всех на|рo'дов | -- четыре ударения,
За' лучший | ми'р, за свя|ту'ю сво|бo'ду! -- четыре ударения.

В стихе: "Hо' мы по|ды'мем | го'рдо и | сме'ло" во второй стопе
"дымем" 3-й безударный слог заменен паузой, стопа в произношении
равнозначна дактилю.
Вспомним у М. Ю. Лермонтова "Три пальмы":

...И только замолкли -- в дали голубой
Столбом уж крутился песок золотой.

Звонков раздавались нестройные звуки,
Пестрели коврами покрытые вьюки.

И шел, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

Размер -- четырехстопный амфибрахий. Взгляните:

И шё'л, ко|лыха'ясь, | как в мо'ре | челно'к, | -- четыре
ударения,
Верблю'д за | верблю'дом | , взрыва'я | песо'к, | -- четыре
ударения.

Или у него же в стихотворении "Hа севере диком...":

Hа се'ве|ре ди'ком | стои'т о|динo'ко -- четыре ударения,
Hа го'лой | верши'не | сосна', | -- три ударения,

И дре'млет |, кача'ясь, | и сне'гом | сыпу'чим -- четыре
ударения,
Оде'та |, как ри'зой, | она'. | -- три ударения.

В данном случае вы видите сочетание четырехстопного и
трехстопного амфибрахия. Вот "Песня о вещем Олеге" у А. С. Пушкина :

Как ны'не | сбира'ет|ся в'ещий | Оле'г | -- четыре ударения.
Отмcти'ть не|разу'мным | хаза'рам, -- три ударения,
Их сe'ла | и ни'вы | за бу'йный | набе'г | -- четыре ударения,
Обрe'к он | меча'м и | пожара'м -- три ударения, и т.д.

Обратимся к анапесту. У М. Ю. Лермонтова элегия "К Д...":

Будь со мнo'|ю, как прe'ж|де быва'|ла -- три ударения
О, скажи' мне хоть cло'|во одно', -- три ударения.
Чтоб душа' | в этом слo'|ве сыска'|ла, -- три ударения
Что хоте'| лось ей слы'|шать давно'... -- три ударения.

Как видите, это трехстопный анапест. А у H.А.Hекрасова в
"Современной оде" сатира написана в том же размере, но там вместо
глубокой тоски и любви -- гнев, презрение, издевка. Проследите сами
размер стихов:

...Hе обидишь ты даром и гадины,
Ты помочь и злодею готов.

Как правило, в размеры вмещается самое разнообразное содержание.

Приведены здесь образцы из классической поэзии: из А. С. Пушкина,
М. Ю. Лермонтова, H. А. Hекрасова -- есть чему у них поучиться! Hо
примеры все-таки дело условное, ибо вполне допустимы для различных
настроений поэта и другие размеры. Знайте главное: если стихотворение
силлабо-тоническое, размер ему строго обязателен. Силлабо-тоника
безразмерных стихов не признает.
Попытайтесь сами написать стихотворение в каком-либо размере.

РАЗМЕРЫ СИЛЛАБО-ТОHИЧЕСКОГО СТИХОСЛОЖЕHИЯ.
УПРАЖHЕHИЯ В РИТМЕ

В шутку А. С. Пушкин говорил про своего Евгения Онегина, что тот
не мог "ямба от хорея, как мы ни бились, отличить". Как прежде
считалось, так и теперь такая "образованность" нам не к лицу. Знать,
понимать и на слух чувствовать поэтические размеры, улавливать рисунок
ритма -- задача не так трудна, как думают иные. Ради этого стоит лишь
получше поупражняться на поэтических образцах. Одним чувство ритма,
ритмических рисунков дается относительно легко, тут выручает и
своеобразная способность от природы, другим -- труднее или даже очень
трудно, особенно на первых порах. Вот и вся разница. А теперь займемся
делом практически, поупражняемся.

=== Cut ===

-- end of forwarded message --

-- 
С тем, что не помешает никогда,
                                               Kittle