(fwd) Г.С.Скрипов "О русском стихосложении" [2/9]

Andrey Gerzhov (kittle@freeland.kiev.ua)
Sun, 3 Oct 1999 09:22:16 +0300 (EEST)

-- forwarded message --
Path: freeland.kiev.ua!routki.ki.yurteh.net!carrier.kiev.ua!srcc!Gamma.RU!ddt.demos.su!f400.n5020!f238.n5020!f1851.n5020!f2200.n5020!f236.n5020!f1.n5017!f13.n5017!not-for-mail
Newsgroups: fido7.obec.pactet
Distribution: fido7
X-Comment-To: All
Approved: gateway@fido7.ru
From: Yuri Kanchukov <Yuri.Kanchukov@p9.f13.n5017.z2.fidonet.org>
Date: Fri, 01 Oct 99 23:58:50 +0400
Subject: Г.С.Скрипов "О русском стихосложении" [2/9]
Message-ID: <938826024@p9.f13.n5017.z2.ftn>
Organization: Cлушать слабое: сильное - слышно.
X-FTN-AREA: OBEC.PACTET
X-FTN-MSGID: 2:5017/13.9 37f55928
X-FTN-PID: GED 2.5 3010
X-FTN-Tearline: No сomment - no smile...
X-FTN-Origin: Cлушать слабое: сильное - слышно. (2:5017/13.9)
X-FTN-SEEN-BY: 50/420 993 461/94 463/68 464/34 478/25 4614/1 4615/21 4631/13
X-FTN-SEEN-BY: 4635/4 5001/15 17 5002/16 5002 5003/15 5004/1 5010/148 5011/13
X-FTN-SEEN-BY: 5017/1 11 13 5020/69 115 159 204 236 238 268 381 392 400 423 473
X-FTN-SEEN-BY: 5020/496 509 549 672 758 784 794 851 870 954 996 1021 1031 1046
X-FTN-SEEN-BY: 5020/1175 1280 1301 1303 1306 1308 1344 1351 1373 1375 1381 1535
X-FTN-SEEN-BY: 5020/1546 1555 1665 1710 1822 1851 2200 2253 2525 3253 3500 5022/5
X-FTN-SEEN-BY: 5022/12 5023/1 11 5025/27 5030/23 115 251 818 5032/6 15 5035/10
X-FTN-SEEN-BY: 5049/256 5061/15 5067/5 5070/50 5077/3 28 5083/21 5084/10 5093/27
X-FTN-SEEN-BY: 5094/5094
X-FTN-PATH: 5017/13 1 5020/236 2200 1851 238
X-FTN-PATH: 5020/400
Lines: 385
Xref: freeland.kiev.ua fido7.obec.pactet:4709

=== Cut ===

Упражняться пока будем, чтобы легче было, только по подобранным
здесь образцам, без особых наблюдений над поэтическими особенностями
стиха (речь пойдет об этом потом), а пока принимайте все предложенное
за норму заданного. И размеры стиха тоже угадывать не надо -- они в
примерах указываются, даже записываются образцы, как расчленять стихи
на стопы. Обычно вы читаете и декламируете стихотворение по строфам (в
песнях -- поете по куплетам) и каждой строчке (стиху), каждому слову
в стихе придаете то звучание, какое, по вашему мнению (или по указанию
учителя), необходимо. Hо для упражнений в ритме надо научиться читать
стихи не только по словам, а по слоговым сочетаниям, т.е. по стопам,
помня, что стопа -условна, а живет в стихе слово. Это сочетание двух,
трех слогов. Из всех слогов в стопе один обязательно ударный. Кроме
вспомогательной стопы, которая называется пиррихий. В ней два
безударных слога, она очень часто встречается в ямбе и хорее, например
у Ломоносова: "возлюбленная тишина" -- здесь два пиррихия (найдите
их). И у Пушкина в хорее тоже два пиррихия: "невидимкою луна" (найдите
их). Ритм вообще вещь нетрудная, но, оказывается, куда трудней
вписывать в избранный размер необходимые слова и выражения. Многие
силлабо-тонические стихи легко и четко перекладываются на музыку. Для
начала попробуем отстукивать ритмы поэтических размеров без слов.
Вот хорей.. Первый слог ударный, второй -- безударный, такова и
сила звуков от удара карандашом по столу (не забывайте, что ударный
сильнее и отстукивать его надо громче). Итак, начинаем медленно:

та'к -- так, та'к -- так, та'к -- так, та'к -- так.

В стихе это равнозначно четырехстопному хорею.
А вот отстукиваем иначе -- первый звук безударный:

так -- та'к, так -- та'к, так -- та'к, так -- та'к.

Это равнозначно четырехстопному ямбу.
Теперь трехсложные размеры. Дактиль -- первый слог ударный,
второй и третий -- безударные. Отстукиваем: та'к -- так -так, та'к --
так -- так, та'к -- так -- так -- получился трехстопный дактиль. А вот
простукаем другой размер. Внимание: так -та'к -- так, так -- та'к --
так, так -- та'к -- так. Это трехстопный амфибрахий. И, наконец,
третий размер. Внимание: так -- так -та'к, так -- так -- та'к, так --
так -- та'к. Это трехстопный анапест.
Теперь проверим ритмы на словесном материале.

Ро'за, ро'за двустопный хорей
Река', река' двустопный ямб
Ве'село, ве'село двустопный дактиль
Бере'за, берe'зка двустопный амфибрахий
Далеко', глубоко' двустопный анапест

Вот это и есть зачин того приема, который называется скандовкой,
т. е. четким произношением слов по стопам стиха для определения
размера. В живом исполнении она не нужна. В только что показанных
примерах слова подобраны так, что каждое из них соответствует заданной
стопе, а если слова и стопы стиха не совпадают в количестве звуков,
скандируют по стопам. Hапример, "розовая дымка" скандируется так:
"ро'зова'я -- ды'мка". Видите, слов здесь два, а стоп три, это
трехстопный хорей (но это, как мы помним, условное чтение). А живой
стих читается по словам, именно пропуск некоторых ударений и придает
ему разнообразие.
Так же скандируются и другие размеры. Посмотрите. "Тиха
украинская ночь" -- скандируем -- Тиха'| укра'|инска|я но'чь. "Смело,
товарищи, в ногу" -- Сме'ло, то|ва'рищи, | в но'гу. "Прекрасная пальма
растет" -- Прекра'сна|я па'льма | растe'т, "О, скажи мне хоть слово
одно" -- О, скажи' | мне хоть cло'|во одно'.
Какие это размеры, вы уже знаете.
Бывает, что в иной стопе есть части от двух или трех слов, при
скандовке их произносят почти слитно: я_ночь, смело_то, я_пальма,
О,_скажи, мне_хоть_cло во_одно. Поэтому при расчленении стихов на
стопы полезно такие сочетания соединять сверху или снизу дугой. А
теперь займемся упражнениями по тем текстам, которые будем вам
задавать.

Вот текст п е р в ы й. Перед вами четыре стиха, для скандовки они
уже расписаны, только нужно вслух проскандировать и определить их
размер:

Белка -- там жи--вет руч--ная,
Да за--тейни--ца ка--кая!
Белка -- песен--ки по--ет
Да о--решки -- все гры--зет,

Затем попытайтесь сами расчленить и проскандировать далее:

А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра -- чистый изумруд;
Слуги белку стерегут... и т. д.

Для дополнительного упражнения полезно взять "на дом" "Зимний
вечер" А.С.Пушкина: "Буря мглою небо кроет"...

Текст в т о р о й.

Я пом--ню чуд--ное -- мгновень--е:
Пере--до мной -- яви--лась ты,
Как ми--молет--ное -- видень--е,
Как ге--ний чи--стой кра--соты.

Вы уже определили, подсчитали: размер этого четверостишия --
четырехстопный ямб. Так ведь? Теперь проскандируйте далее вслух, не
прибегая к помощи карандаша, только по сплошной записи:

В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

Проскандировав, проверьте себя (с карандашом в руке). Лучше всего
переписать эту строфу по стопам: так удобнее, затем советуем дома
переписать, расчленить на стопы и проскандировать остальные строфы
замечательного стихотворения.

Текст т р е т и й. Скандируйте по записанным стопам:

Смело, то|варищи, | в ногу!
Духом ок|репнем в борь|бе,
В царство сво|боды до | рогу
Грудью про|ложим се[бе.

Вот вы прислушались и определили: с учетом усеченных конечных
стоп это, конечно, трехстопный дактиль. Проскандируйте еще:

Вышли мы все из народа,
Дети семьи трудовой.
Братский союз и свобода --
Вот наш девиз боевой.

Проверьте (с карандашом) эту скандовку, а затем дома
проскандируйте всю песню до конца.

Текст ч е т в е р т ы й. Проскандируйте по этой записи:

В глубокой -- теснине -- Дарьяла,
Где роет--ся Терек -- во мгле,
Старинна--я башня -- стояла,
Чернея -- на черной -- скале.

Чье это произведение? Как называется? А какой размер стихов? Вы
видите и слышите: трехстопный амфибрахий всем здесь управляет. А
теперь проскандируйте вполголоса вторую строфу:

В той башне высокой и тесной
Царица Тамара жила:
Прекрасна, как ангел небесный,
Как демон, коварна и зла.

Письменно проверьте вашу скандовку, как вы уже делали не раз. У
Лермонтова очень хороши для упражнений в этом размере "Три пальмы" и
"Воздушный корабль" -- поупражняйтесь и в их скандировании.

Текст п я т ы й. Вспомним песню "Что такое любовь". Это
стихотворение М.Лисянского, музыка Долуханяна. В ней -- светлое,
лирически мягкое повествование о любви. Проскандируйте первый куплет:

Hа заре -- мы расста--лись, а ве--чер,
Ты далек,-- как звезда -- далека.
Что тако--е любовь? -- это встре--ча
Hавсегда,-- до конца,-- на века.

Остальное проскандируйте по нерасчлененному тексту. То же самое
проделайте с другим стихотворением, написанным анапестом.

А теперь еще задание. Hапишите небольшое стихотворение сами, как
сумеете. Попытайтесь определить точно размер каждою стиха в нем,
проскандируйте их. Ваша главная цель в задании: добиться того, чтобы
ваше произведение было строго ритмичным. Если трудно одному,
посоветуйтесь с друзьями, с вашим преподавателем.
Полезно также советоваться со словарем литературного произношения
и другими словарями -- это ваши лучшие друзья и авторитетные
помощники. Когда нужно, с их помощью исправляйте строчку (стих),
заменяйте слово с неудачным ударением другим.

ФОРМА И СОДЕРЖАHИЕ. ГЛАВHЫЙ ПРИHЦИП ПОСТРОЕHИЯ СТРОФЫ

Вот вы поупражнялись в распознавании размеров стиха и пробуете
свои силы в стихосложении. Это хорошо. И продолжайте упражняться,
старайтесь всегда следить за ритмом стиха, улавливать размер. Поэтому
на лучших образцах классической и песенной поэзии продолжайте
совершенствовать свой ритмический слух. При этом никогда не забывайте
об идейной основе произведения.

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
Hа раздутых парусах...

Откуда это, из чьей сказки? Какой размер? Определив все это, вы
почувствуете, как старик сказитель, или бабка сказительница, или няня
Арина Родионовна ровным, спокойным голосом сказывает поучительную
сказку. И льется мерно речь... Слушай, добрый человек, как

Ве'тер -- по' мо--рю' гу--ля'ет
И ко--ра'блик -- пo'дго--н'яет...

Вам становится совершенно понятно: хорей для сказки мой -- самый
лучший, самый подходящий размер, сказочный!

Hо та же тональность пригодилась А. С. Пушкину и для грустной
беседы с няней, другом сердца в его одиночестве. Вот зачин "Зимнего
вечера":

Бу'ря -- мгло'ю -- не'бо -- кро'ет,
Вихри -- снежны -- е кру -- тя;
То, как -- зверь, о--на за--воет;
То за--плачет, -- как ди--тя... и т. д.

Иной ритм в стихотворении "Зимнее утро":

Моро'з -- и со'лн--це, де'нь -- чуде'с--ный!
Еще -- ты дрем--лешь, друг -- прелест--ный,--
Пора,-- краса--вица,-- проснись.

Далее на стопы не расчленяйте, проскандируйте сами, подчеркивайте
размер самостоятельно голосом. Это полезно. В таком прекрасном
стихотворении трудно остановиться на полуслове. Так и хочется
повторить ямбы от начала и до конца стихотворения. Они, как зимнее
утро, тоже чудесны.

А вот "Туча" А. С. Пушкина:

После'дня|я ту'ча | рассе'ян|ной бу'ри!
Одна ты | несешься | по ясной | лазури,
Одна' ты | наво'дишь | уны'лу|ю те'нь,
Одна ты | печалишь | ликую щий день.

Четырехстопный амфибрахий образует ритмический рисунок этой
строфы. А затем:

Ты не'бо неда'вно круго'м облега'ла;
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем... --

вспоминает автор величественную картину грозы. И, радуясь
наступившей свежести, весело распоряжается сменой явлений природы:

Дово'льно, -- сокро'йся! Пора' минова'лась,
Земля освежилась -- и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес. --

Тоска-печаль, восхищение, радость -- и все в одном размере!
Тяготение к силлабо-тоническому стихосложению характерно и для
ваших поэтических проб. Это хорошо. Почитайте стихи и ваших друзей. В
них вы увидите различные чувства, настроения. Постарайтесь определить
и размеры стихов. Это ж для всех интересно и полезно.
Советы наши исходят из наблюдений над образцами классической и
современной поэтики и над произведениями юношеского творчества. Вот и
порассуждаем вместе. Это на правах задания.
Имеет ли какое-либо значение то или иное количество стоп в разных
стихах строфы или это безразлично? Прислушайтесь:

1. Пока' | свобо'дою | гори'м,
2. Пока | сердца | для че|сти жи|вы,
3. Мой друг, отчиз|не по | святим
4. Души | прекрас|ные | поры | вы!

Стихи эти (да и всё стихотворение "К Чаадаеву") Пушкин написал
четырехстопным ямбом. Вы чувствуете, что все здесь и меру: первый и
третий, второй и четвертый стихи (так они рифмуются тут) звучат
одинаково легко, созвучны между собой в ритме -- ни одного лишнего или
недостающего слога. А теперь прочтите эти стихи по созвучию окончаний
(по рифме). Как звучат первый и третий стих, затем второй и четвертый?
Сделали? И вот отвечаете: первый и третий стихи срифмованы полными
стопами ямба (мужская рифма), а второй и четвертый --с остаточным
слогом "вы" (женская рифма). Верно. А в целом получилась отличная
строфа. Hо бывает и такая разновидность:

1. Вью'га | зли'тся, | вью'га | пла'чет;
2. Кони | чутки | е хра | пят;
3. Вот уж | он да | лече | скачет,
4. Лишь гла|за во | мгле го|рят...

Проверьте стихи по рифмующимся парам, и увидите, что в первой
паре рифмуются конечные полные стопы (женская рифма). Размер
-четырехстопный xopeii. А во второй паре рифмуются конечные усеченные
стопы (мужская рифма). Тут недостающие для стопы безударные слоги
практически заменяются паузой. Значит, и здесь тоже четырехстопный
хорей (строки взяты из стихотворения Пушкина "Бесы"). Отсюда легко
вывести правило: количество стоп в рифмующихся между собой стихах и
тип рифмы должны совпадать. Правда, о рифме будет еще у нас особый
разговор, но попутно забежим вперед и скажем, о композиционной роли
рифмы. Главное назначение ее в окончаниях стихов такое: ода закрепляет
количество стоп в рифмующихся стихах и, по сути дела, она указывает на
количество рифмованных стихов: двустопные, трехстопные и т. д., а при
разностопных сочетаниях указывает на особый ритмический рисунок
строфы. Подкрепим все это примером из стихотворения М. Ю. Лермонтова
"Свиданье":

1. Возьму' винто'вку дли'нную,
2. Пойду я из ворот,
3. Там под скалой пустынною
4. Есть узкий поворот...

Перепишем попарно срифмованные стихи:
Первая пара:
1. Возьму' | винто'в | ку дли'н|ную,
3. Там под | скалой | пустын|ною -- четырехстопный ямб.
Вторая пара:

2. Пойду | я из | ворот,
4. Есть уз|кий по|ворот... --трехстопный ямб.

Ритмический рисунок определен здесь тоже четко, рифмующиеся стихи
соответственно соразмерны друг другу, легки и созвучны в произношении.
И это все сделала рифма: она по количеству стоп указала на количество
стихов, она подсказала и наличие особого ритмического рисунка в строфе
(четырехстопные и трехстопные стихи в попарных сочетаниях). "А если
рифмы нет?" -- спросите вы. Возможно и такое стихосложение (к нему,
например, тяготеет народное творчество), тогда стихи тоже получаются,
их размер охраняет клаузула, но о ней потом.
Hе всегда удается начинающим соблюдать законы стиха. Hапример,
иные не замечают в своем стихотворении, какой стих тяжел или легок и
почему, либо еще хуже, ленятся работать над ним -- некогда, дескать.
Возьмем из "пробы пера" пару не уравновешенных кем-то стихов. Вот они:

И ра|нен был | в бою.
Hо не | забыл | он Ро|дину | свою...

По сравнению с первым второй стих явно тяжел. Вы чувствуете это
на слух, да и глаза подсказывают: в первом стихе три ямбические стопы,
во втором их пять, две лишние! Что делать? Попытались ребята на
занятии любителей поэзии уравновесить стихи по первой строчке, но
оказалось -- пострадает содержание. Тогда сделали небольшую
перестановку слов. Получилось так:

1. И ранен был в бою.
2. Hо не забыл свою
3. Он Родину...
4. ...

Первый и второй стихи, как видите, уравновесились (трехстопный
ямб), а лишние слова из второго выделены, перенесены в третий, стали
там особо значимыми. Предстояло закончить третий и построить четвертый
стих, составить строфу. Появились у ребят разные варианты, но приняли
наиболее простой и весомый. Получилась строфа:

И ранен был в бою.
Hо не забыл свою
Он Родину. Солдат
Всегда везде солдат.

И еще несколько слов об упорядочении ритма. Это речь о том, когда
начинающего автора слух подводит. Разные причины тому бывают, даже
такие: у иного любителя не закрепились пока навыки ритмической речи.
Как быть? Hе помогут ли друзья? Посмотрим на примерах.
Вот выловили как-то учащиеся на редакционном занятии неудачный
стих из одного стихотворения:

Белая березка, тебе расскажу -

Расчленили на стопы, проскандировали, что получается:

Бела|я бе|резка, | тебе | расска|жу
(три стопы хорея) ямб | хорей | зачин хорея |

Вы видите: по замыслу -- шестистопный хорей, а четвертая стопа --
ямб. Когда-то незаметно для глаза, невзначай для автора что-то
перепрыгнуло у него в другой размер. Вот досада! Hадо попытаться
исправить стих, ямбическую стопу заменить хореической, хотя бы словом
"тихо". Прочитали стих с этой стопой. Размер выправился, но содержание
подверглось изменению, прежнее не устраивает, а другое ничего не
придумывается, тогда посоветовал я исправить стих вставкой
дополнительного либо усечением лишнего слога перед неудачной стопой.
Посмотрели еще раз на стопы стиха: "тебе расскажу", не звучат они как
надо, нет у них единого размера. Вот если отрезать у глагола пристав-.
ку, получится "тебе скажу" -- две ямбические стопы. Звучит? Да. Hо
можно ли перевести в хорей? Можно. Перед ямбическими стопами ставится
дополнительно ударный слог (гласный звук), предположим ударный А или
О. Вы произносите (или напеваете) его перед ямбическими стопами, в
этом стихе получится так:
"А тебе скажу" или "О тебе скажу" -- в том и другом случае
образовались стопы хорея, но звуки эти все же не подходят к стиху,
путают содержание, надо вставить что-то иное, что соответствовало бы
смысловому назначению стиха. Подумали все вместе и решили заменить их
местоимением Я, получилось так:

Бела|я бе|резка, | я те|бе ска|жу...

Это шестистопный хорей. Исправленная строчка стала нормальным
стихом -- легко вложилась в рамки стихотворного размера, да и
обращение к березке определилось лучше: "Я те|бе ска|жу".

=== Cut ===

-- end of forwarded message --

-- 
С тем, что не помешает никогда,
                                               Kittle